26 июня 2020
24-я Ежегодная российская онлайн-конференция инвесторов. День 2 – Ключевые тезисы

Запись обеих сессий доступна на сайте конференции moscow2020.rencap.com и на нашем YouTube канале на английском и русском языках.

 

Панельная сессия: «Последствия COVID-19 для сырьевых рынков»

 

Лорд Баркер – исполнительный председатель совета директоров, En+ Group

 

Бизнес En+ подтвердил свою устойчивость, и пандемия спровоцировала лишь минимальные срывы в работе металлургического и энергетического сегментов бизнеса. По прогнозам менеджмента, мировой спрос на алюминий в 2020 г. сократится на 2.5 млн тонн. Энергетический бизнес компании остается устойчивым. En+ ожидает, что низкие цены на алюминий приведут к закрытию мощностей совокупной с производительностью 1 млн тонн по всему миру. На кривой себестоимости производства алюминия En+ находится в нижней квартили, а потому может выиграть от дальнейшего роста цен на фоне сокращения предложения. Менеджмент компании приветствует планы Лондонской биржи металлов (LME) ввести торги низкоуглеродным алюминием, что лишь укрепит конкурентные позиции Русала и En+. Русал на данный момент является крупнейшим производителем низкоуглеродного алюминия благодаря интеграции в гидрогенерацию En+.

 

Д-р Аля Самохвалова – заместитель генерального директора, Петропавловск

 

Компании Петропавловск пришлось одной из первых столкнуться с распространением COVID-19 ввиду близости добывающих активов к Китаю: оперативно был введен в действие комплексный план, в котором приоритетной целью являлось здоровье и безопасность сотрудников. При этом работы на месторождениях не останавливались; важную положительную роль сыграла долгосрочная стратегия сотрудничества с местными поставщиками, поэтому цепочки поставок практически не пострадали. Как производитель золота Петропавловск только выиграл от волатильности рынков в последнее время, ведь спрос и цены на золото заметно выросли с начала года и особенно в последние несколько месяцев. Компания полагает, что курс на ESG (экология, социальное развитие и корпоративное управление), в особенности социальную составляющую, только укрепился на фоне пандемии.

 

Марк Джитвэй – заместитель председателя правления, НОВАТЭК

 

НОВАТЭК полагает, что спрос на газ оказался больше подвержен непосредственному влиянию погодных факторов и снижения цен, нежели карантина в связи с COVID-19. Будучи производителем газа с низкой себестоимостью, НОВАТЭК считает, что сможет продержаться в течение достаточно длительного периода низких цен. Компания отметила значительную роль газовой отрасли в снижении выбросов углерода благодаря переходу с угольного топлива на газ и подчеркнула, что выход из режима изоляции потребует поиска таких решений, которые разумным образом учитывают интересы инвесторов и потребителей и при этом позволяют улучшить экологию.

 

Антон Берлин – глава стратегического маркетинга, Норникель

 

Пандемия COVID-19 заметно сказалась на спросе на металл. Норникель считает, что дно в этом смысле еще не пройдено и в 2020 г. мы можем увидеть двузначное падение спроса. Учитывая слабый уровень доверия потребителей, даже с учетом мер поддержки от правительства, компания не ждет быстрого восстановления. В апреле и мае наблюдался резкий рост спроса на никель и металлы платиновой группы, однако сейчас он замедляется. Разрывы в цепочках поставок в платиновой отрасли были значительными ввиду режима изоляции в ЮАР, тогда как в производстве никеля их удалось избежать благодаря тому, что Индонезия нарастила производство никельсодержащего чугуна. Хотя автомобилестроение сильно пострадало от пандемии, Норникель продолжает считать, что желание иметь собственный автомобиль у людей сохранится, и восстановление спроса – это только вопроса времени. При этом компания считает, что пауза в развитии электромобилей носит лишь временный характер из-за пандемии, и сохраняет долгосрочный позитивный взгляд на рост отрасли благодаря регулированию и росту потребительского спроса.

 

 

Панельная сессия: «Россия помимо нефти и газа. Cтайеры и спринтеры российской экономики»

Спикеры: Джон Бойнтон – председатель совета директоров, Яндекс; Оливер Хьюз – генеральный директор, Тинькофф; Елена Ивашенцева – старший партнер, Baring Vostok Capital Partners; Светлана Демяшкевич – главный финансовый директор, X5 Retail Group

 

Восстановление потребительской и деловой активности в России

 

Оливер Хьюз считает, что после первоначального падения в конце марта – начале апреля активность постепенно восстанавливается, и уже на предыдущей неделе вернулась к докризисным уровням почти по всем категориям (исключение международные покупки). X5 отметила высокие торговые обороты в апреле и мае и пока не видит их снижения. Более того, покупок стало больше, поскольку частично потребители переориентировались с ресторанов на продуктовую розницу. Никто не знает, что ждет нас впереди, и падение доходов населения может негативно сказаться на объемах продаж в 2 полугодии (расходы на питание достигли 55% всех трат). Развитие событий осенью будет определяющим после того, как первая эйфория после отмены карантина пройдет, а потому участники были солидарны в том, что пока лучше проявить осторожность несмотря на воодушевляющие признаки восстановления.

 

Долгосрочные последствия COVID-19

 

Участники дискуссии отметили три ключевых тренда: 1) удаленная работа оказалась эффективной, и компании могут уже не вернуться в офисы в том же объеме, что и ранее; 2) цифровизация шла полным ходом и до пандемии, которая лишь ускорила переход в онлайн, от чего выиграли интернет-магазины, доставка продуктов и еды, онлайн видеосервисы и чтение, а также финтех; и 3) коммуникация между компаниями и государством улучшилась, стало больше готовности к сотрудничеству.

 

Последствия ультранизких процентных ставок

 

Оливер Хьюз отметил, что в России за последние пару лет произошла настоящая революция в сфере розничных брокерских услуг (у Тинькофф сейчас ~2.5 млн счетов). Низкие процентные ставки, вероятно, заставят людей больше инвестировать, что хорошо для роста экономики. Что касается кредитования, то тот факт, что регулирование этой сферы несколько тормозит его рост, позитивен в том плане, что способствует переходу к обеспеченным формам кредитования и сулит свои выгоды. Если говорить о небанковской сфере, то, как отметил Джон Бойнтон, дешевый капитал поддерживает инновации. Возможно, он также позволит некоторым более слабым игрокам дольше продержаться на плаву, однако важнее то, что небольшие команды с большими идеями – главные двигатели инноваций – получат доступ к финансированию.

 

Слияние онлайна и офлайна

 

Границы между онлайном и офлайном постепенно размываются. Исторически онлайн рассматривался просто как дополнительный канал для традиционного бизнеса, но теперь все изменилось и этот тренд будет только усиливаться. Джон Бойнтон указал на то, что экосистемы становятся все более мощными и нишевым игрокам сложно конкурировать с ними, а потому можно ожидать роста числа партнерств, хотя опыт Яндекса с СП Яндекс.Маркет показал, что контроль и гибкость также очень важны. Притом, что цифровизация растет, наблюдается также и конвергенция между преимущественно офлайновыми рынками. Например, Светлана Демяшкевич рассказала о том, что продуктовая розница и рестораны образовали единый сегмент, поскольку потребителям теперь уже не так важно, каким образом происходит доставка еды. Поход в ресторан, онлайн-заказ, поход в магазин, приготовление или покупка готовой еды – все это стало более или менее равнозначными опциями для потребителей нежели раньше. Традиционные компании стремительно наращивают свою экспертизу в онлайн-сегменте, и нельзя исключать того, что однажды X5 выйдет за границы продуктовой розницы, хотя такой вариант и потребует тщательного анализа и будет зависеть от потребностей покупателей.

 

ИТ-таланты и предпринимательский дух как причины инвестировать в Россию

 

Елена Ивашенцева считает, что предпринимательский дух и высокое качество ИТ-разработчиков – это ключевые причины, чтобы инвестировать именно в Россию в сравнении с другими развивающимися рынками. Истории успеха Яндекса и Mail создают сетевой эффект, мотивируя молодые таланты создавать собственные стартапы. В России много талантливых ИТ-специалистов, но и конкуренция за них также высокая. Оливер Хьюз сказал, что раньше, в 2014-2015 гг., конкуренция за таланты шла в разрезе долларовых зарплат, однако сейчас она высока и на локальном уровне, а потому чтобы привлекать хороших специалистов нужно иметь сильный бренд и создавать благоприятную среду для работы и учебы, в особенности если вы не чисто технологическая компания. По мнению Джона Бойнтона, конструктивное сотрудничество с государством и доверие инвесторов к российским компаниям, которое укрепилось за последние годы, также помогают привлекать финансирование в страну, и тот факт, что Яндекс ранее на этой неделе привлек финансирование на рынке акций на сумму $400 млн с большой переподпиской – хороший пример того, что инвесторы высоко ценят возможность вложиться в Россию.

 

Ценность бренда 

 

Елена Ивашенцева полагает, что сильный бренд остается крайне важным для успеха любого бизнеса. Ценность бренда, вероятно, даже выросла на фоне исчезновения множества брендов средних по размеру компаний и роста разрыва в узнаваемости брендов между лидерами и проигравшими. Взаимодействие с потребителями также сильно изменилось: оно стало более персонализированным и доступным для всех типов бизнесов. Суть сильного бренда теперь иная, и чтобы выиграть, нужно быть сфокусированным на потребностях клиента, а не на рекламе. Стремительный рост потребления собственных торговых марок (private label, СТМ) в супермаркетах – хороший пример того, что быть ценным для покупателя важнее возможности рекламировать свою продукцию на ТВ. Тем не менее, мнения о том, что можно считать лучшей стратегией для бренда, разнятся. Например, для Яндекса бренд крайне важен и его использование о всех наименованиях сервисов крайне эффективно. Тинькофф, напротив, не слишком сосредоточен на бренде, а скорее на продуктах и услугах, которые ему необходимо предлагать в своем суперприложении, чтобы привлечь максимальное число пользователей.

 

Новый мегатренд

 

Все участники дискуссии согласились с тем, что ESG суждено стать большим трендом и что внимание к ответственному потреблению и вопросам экологии будет только расти. Светлана Демяшкевич отметила, что клиентоориентированность не утратит своей значимости. Оливер Хьюз добавил, что использование больших данных позволит сделать продукцию более привлекательной для потребителей и также будет трендом. Джон Бойнтон подчеркнул, что до перехода на онлайн и цифровизации экономики предстоит пройти еще большой путь, и драйверами этого процесса будут крупные компании и экосистемы.