19 марта 2020
«Ренессанс Капитал» провел онлайн пресс-брифинг, посвященный последствиям коронавируса для российской экономики

Аналитики обсудили экономические сценарии и возможные дальнейшие шаги Центрального банка России

Москва, 19 марта 2020 г.– ИК «Ренессанс Капитал», ведущая инвестиционная компания на развивающихся и пограничных рынках, 18 марта 2020 года провела онлайн пресс-брифинг «Последствия коронавируса для российской экономики, или размышления аналитика после карантина» для ведущих российских и международных СМИ. Спикерами на мероприятии выступили аналитики «Ренессанс Капитала» Софья Донец, экономист по России и СНГ, Александр Венгранович, аналитик по сектору телекоммуникаций, и Кирилл Панарин, аналитик по потребительскому и интернет секторам.

Софья Донец открыла брифинг заявлением о том, что Россия в состоянии пройти текущие потрясения лучше, чем многие другие страны. Будучи чувствительной к мировым ценам на сырьевые товары, российская экономика, тем не менее, может получить преимущества благодаря очень незначительной доле услуг в потребительской корзине, а также в ВВП и банковских кредитах – менее 10%, 2% и 1% соответственно, что означает ограниченные потери для экономики и влияние на занятость.

По мнению Софьи, российские государственные финансы находятся в достаточно хорошей форме для поглощения связанных с рецессией рисков, а объема Фонда национального благосостояния хватит для поддержания бюджетных расходов в течение как минимум пяти лет даже при цене нефти 20 долларов за баррель.

«Учитывая все имеющиеся сдержки и противовесы, мы не ожидаем ухудшения кредитного качества России», – сказала Софья.

Софья считает, что для ЦБ России сейчас самое подходящее время взять паузу и оставить ключевую процентную ставку без изменений на уровне 6,0% на заседании 20 марта в пятницу, после чего регулятор, скорее всего, продолжит умеренное ужесточение.

«Возможны, однако, сценарии, при которых мы увидим как дополнительное повышение ставки в случае дальнейшего снижения цен на нефть и ослабления рубля, так и напротив – дополнительное смягчение денежно-кредитной политики в случае ухудшения эпидемиологической ситуации в России в связи с распространением вируса COVID-19», – отметила Софья.

Александр Венгранович, аналитик по сектору телекоммуникаций, остановился на возможных последствиях коронавируса для телекоммуникационного сектора. Он отметил, что положительный эффект от роста потребления услуг передачи данных и голосовой связи на фоне карантинных требований должен положительно сказаться на выручке операторов фиксированной и мобильной связи, компенсировав значительное снижение объемов международного роуминга. В то же время девальвация рубля может привести к возможному росту объема капитальных инвестиций телекомов или пересмотру их планов в этой сфере, учитывая, что не менее 50% соответствующих бюджетов номинированы в иностранной валюте.

Кирилл Панарин, аналитик по потребительскому и интернет секторам, рассказал о влиянии вируса COVID-19 на рекламный рынок. Он отметил, что цифровые каналы имеют очень хорошие шансы захватить дополнительную долю рынка телевизионной рекламы, который более уязвим к макроэкономическим спадам и последующим сокращениям рекламных бюджетов.

Кирилл пояснил, что в краткосрочной перспективе многие онлайн-игроки, такие как сервисы такси, каршеринга, доставки продуктов питания, продовольственные ритейлеры и онлайн-продавцы, изначально выигрывают от карантинных мер. В случае дальнейшего ухудшения ситуации или даже полной изоляции последствия будут неоднозначными. Тем не менее, в долгосрочной перспективе вспышка вируса, вероятно, ускорит переход на онлайн и повысит привлекательность для пользователей различных онлайн-сервисов.

«Непродовольственный ритейл, скорее всего, больше пострадает от сокращения спроса, нежели от логистических сложностей и перебоев со снабжением, хотя риск последних будет ощущаться в зависимости от развития ситуации с распространением вируса. Продовольственные ритейлеры, вероятно, окажутся более устойчивыми, учитывая более стабильный спрос и незначительную долю поставок из Китая. Что касается нынешнего всплеска панического потребления, то он будет поддерживать доходы ритейлеров лишь в краткосрочной перспективе, поскольку людям затем потребуется время, чтобы израсходовать свои запасы. Естественно, многоканальные игроки и онлайн-продавцы будут иметь преимущество над своими офлайн-конкурентами».